Дунганская мечеть!


  Дунганская мечеть представляет собой значительный памятник зодчества начала XX столетия. Строители мечети – выходцы из Восточного Туркестана использовали опыт и мастерство традиционного дунганского деревянного зодчества. Возводили мечеть более 30 мастеров: резчики по дереву, каменщики, мастера-кровельщики во главе с мастером Чжоу Сы. В 1907 году строители приступили к заготовке материалов, которыми были тянь-шаньская ель, карагач и местный тополь, для отделки использовался орех. Подготовительная работа длилась около трех лет.


В 1910 году была собрана каркасная мечеть. Ее размер невелик по сравнению со среднеазиатскими мечетями -24,8×23 м. Она имеет традиционную планировку в виде прямоугольника с двумя рядами колонн в восточной и западной частях здания. Окна устроены в южной и северной стенах, а западная стена мечети без окон – сюда обращены лики молящихся. Мечеть имеет 4 столба-опоры, расположенные в два ряда по периметру здания. Опорные столбы стоят на обтесанных камнях-базах, поддерживая узорный деревянный карниз и кровлю мечети. Несмотря на кажущуюся сложность архитектуры, здание мечети легко монтируется без единого гвоздя, так как строители использовали систему вырубок и пазов.


В резных узорах карнизов использованы орнаменты и сюжеты, навеянные народной мифологией: фантастические чудовища, драконы, фениксы, львы, которые по народным преданиям оберегают здание от бедствий и злых духов. Окраска здания, материал и цвет кровли в дунганской архитектуре строго регламентировались. Все колонны были окрашены в красный цвет, стены – в пурпурный, крыша – в зеленый, причем резные конструкции – в два цвета: растительные узоры (виноград, гранаты, груши и персики) – в зеленый, а мифологические животные – в желтый. По народной мифологии каждый цвет имеет определенное значение: красный оберегает здание от злых духов и бедствий, желтый приносит богатство и величие, а зеленый – благополучие и счастье.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *